ПОРТАЛ ПОИСКА ЖИЗНЕННОЙ ГАРМОНИИ:
эзотерика, оздоровление, музыка, религии, ритуалы и магия, духовная работа, руны, таро, астрология, нумерология, ритмология, фэн-шуй, медитация, йога, биоэнергетика,
Веды, Авеста, Аркаим и многое другое...
ПУТИ ЖИЗНЕННОЙ ГАРМОНИИ: эзотерика, оздоровление, музыка, религии, ритуалы и магия, духовная работа, руны, таро, астрология, нумерология, ритмология, фэн-шуй, медитация, йога, биоэнергетика, Веды, Авеста, Аркаим и многое другое...
В коллекцию традиционной этнической одежды нашего Магазина поступили элитные индийские САРИ ручной работы. Не упустите шанс пополнить гардероб оригинальным и красивым приобретением!
Лавка Волшебника
Лосар - Тибетский Новый год Версия для печати Отправить другу на e-mail
Автор: Тингедзин   
Вт, 24 фев 2009

Лосар Таши Делек!

Тибетский Новый год (Лосар) «Ло» означает год, а «Сар» - новый

25 февраля праздновать Лосар, 2136-й Новый год, на этот раз год Земли-Коровы.

Тибетский Новый год, или Лосар (иногда его называют также Гьялпо-Лосар – Царский Новый год) является одним из любимейших народных праздников.
Начало празднования Гьялпо-Лосара связано с приходом в Тибет Буддизма, однако празднование Лосара в Тибете, может быть прослежено со времени религии бон, еще до прихода буддизма. Из церемонии примирения с «духами, божествами и защитниками» празднование Лосара постепенно превратилось в ежегодный буддийский фестиваль, самый красочный из тибетских фестивалей и представляет собой ряд буддистских ритуалов, направленных на духовное обновление, осознание истинной цели жизни и уничтожение зла. Этот праздник появился, когда старуха по имени Белма ввела отсчет времени по фазам луны. Когда в Тибете установились начатки астрологии, основанной на пяти элементах, крестьянский праздник, совпадающий с цветением абрикосовых деревьев в регионе Лхока (Lhokha), стал тем, что мы называем теперь новогодним праздником Лосар.

Когда-то наступление нового года совпадало на этом континенте - с расцветом Розовых Яблок, но в 1027 году календарь был систематизирован и началом нового года стал считаться первый день первого месяца, что разумно, хотя и не так романтично.

Тибетский календарь основан на сложном 60-летнем цикле Луны, что вызывает некоторые затруднения для жителей запада.
Исторически сложились три традиции празднования: по одной его отмечают в первый день 11-го месяца, по другой – в первый день 12-го месяца, а по третьей системе, которую ввел в XIII веке лама Дрогон Чогъял Пагба (Drogon Choegyal Phagpa), как Лосар отмечается первый день первого месяца лунного календаря. Помимо этого, есть и другие традиции, так что в некоторых частях Тибета Лосар празднуется два раза в год.

Подготовка к тибетскому Новому году

Подготовка к Лосару обычно начинаются за несколько недель до самого праздника, но детишки, ожидая подарков, начинают считать дни задолго до Нового года.

К Лосару тибетцы обычно готовят подношения для монастырей и храмов, покупают новую одежду, а также всевозможные яства и напитки.

Новогодние угощения включают популярный среди тибетцев «дреси» - сладкий рис с маслом и изюмом и «дрома» - небольшие картофелины. Обычно подается мясо всех сортов, фрукты, хлеб, чанг, чай с маслом и, конечно, «кабсе» - сладкий или соленый хворост самых разных форм и размеров. Кабсе, горкой выложенные на подносах, - обязательный атрибут Лосара.

Домашние и монастырские алтари украшаются особыми новогодними тханками, самыми изысканными угощениями и традиционными подношениями белоснежных шарфов-хадаков , которые люди подносятся друг другу со словами «Лосар Таши Делек!» - сердечным пожеланием благополучия и процветания.

В монастырях старого Тибета празднование Лосара начиналось в 29-й день 12-го месяца, то есть за день до кануна тибетского Нового года. В этот день монастыри проводят пуджу в честь божеств-защитников. В Лхасе первый день нового года официально именуется "Лама Лосар". С рассветом монахи, предлагают священное угощение (Tse-tor) верховному божествам защитникам Дхармы – сияющей Палден Лхамо и Махакале.

Второй день Лосара называется царский Лосар (Gyalpo Losar), поскольку официально этот день отводится для светского собрания в зале Высочеств Самсары и Нирваны До китайского вторжения Лосар в Тибете отмечали в течение 15 дней и больше, тогда как в сегодняшней Индии Лосар празднуют три дня.

Празднования начинаются с того, что все монахи совершают обряд «махакала пуджа» в честь Будды. Это включает «торжак» - сожжение соломенной фигуры в поле, символизирующее уничтожение всех препятствий на пути к благополучию и одновременно скоротечность жизни – центральную тему буддизма. Ритуал сопровождают танцы Цам и церемонии. Знаменитые длинные рога, раковины моллюсков и другой экзотический «инвентарь», звучные песнопения и специальная ритуальная одежда делают этот обряд сценой из другого мира.

Простые миряне также выполняют ряд традиционных приготовлений.

Кроме того, в процессе подготовки к Лосару тибетцы уделяют внимание двум важным дням:

1. Гутор – предпоследний день перед Лосаром (29 день 12-того лунного месяца)
Для тибетцев последние дни уходящего года имеют особое значение. Тибетцы непременно соблюдают Гутор, несмотря на то, что всего через два дня должен наступить Новый год и они крайне заняты предпраздничными приготовлениями.

Вечером 29 лунного дня тибетские семьи готовят «гутук» - специальный новогодний суп - из девяти разных ингредиентов, включая зерна и сушеный сыр и пельмени.

В предпраздничные пельмени начиняют самыми разными предметами, особые символы, которые могут многое рассказать о характере человека и о том, каким будет для него наступающий год - перцы, соль, шерсть, рис, щепками, кусочками угля, бумажками, волосками яка, целебными кореньями и даже комочками навоза и многое другое... Например, найденная в пельмене ниточка говорит о том, что жизнь человека будет долгой. Перец – свидетельство того, что у вас слишком злой язык, если человек находит в своей булочке бумагу, в наступившем году ему предстоит учеба, если деревяшку – то нищета, если навоз – благосостояние и удача, если лекарственный корешок – то здоровье и победы. Белые ингредиенты - соль, шерсть или рис сулят обнаружившему их удачу, тогда как уголь – знак неприятный, ‘черное сердце’.
Если в семье очень много родственников, в пельмени обычно вкладываются записочки.

Когда суп разливается по тарелкам, все с огромным наслаждением показывают друг другу, что им выпало. Все это сопровождается шутками – прекрасный способ завершить год на веселой ноте.

Затем все принимают участие в ритуале изгнания неблагих сил и злых духов, которые чинили преграды в уходящем году. Все собравшиеся выливают остатки супа на вылепленную из теста фигурку, которая отдается на откуп неблагим силам. Фигурка, к которой каждый добавляет сжатые в кулаке кусочки теста и фрагменты своей одежды, затем выносится на отдаленный перекресток под звуки разрывающихся петард. Считается, что этот ритуал устраняет препятствия, которые могли бы возникнуть в следующем году и делает человека неприкосновенным для болезней и неудач.

В некоторых областях принято заранее лепить из теста небольшую фигурку – линга, привязывая к ней кусочки дорогой материи, ленточки, монетки и всякие украшения. Затем все члены семьи исполняют особый обряд, заклиная духов горя и несчастья войти в линга.

Кроме отпугивания зла, необходимо привлечь добро, поэтому надо начать год с изобилия, веселья и добрых дел. Само собой, принято отдать до наступления Лосара долги, уладить важные дела и поспросить прощения за обиды.

2. Намкахан – канун Нового года (30 день 12-того лунного месяца)
Это последний день уходящего года. Всего через несколько часов наступит Новый год, обещая принести с собой процветание и благополучие. Кажется, будто все начнется с чистого листа.

Утром, в первый день нового года вся семья предпочитает встать до рассвета, искупаться, нарядиться в новое и надеть украшения. На домашнем алтаре совершается символическое жертвоприношение – предкам предлагается ячменная мука, смешанная со сливочным маслом, сахаром и простоквашей. Дар означает надежду на хороший урожай зерна. После посещения храма, все приступают к новогодней трапезе. Не обходится и без возлияний – здесь пьют особую рисовую водку и чанг.

Чтобы грядущий год удался на славу, в конце уходящего принято, как и везде, сделать в доме генеральную уборку и выкрасить его свежей краской. Жилища украшаются гирляндами, а крыши их – декоративными зонтиками и молитвенными флагами. Стены, столбы и балки дома, и даже земля во дворе разукрашиваются специальными рисунками, выполненными мукой или жидким тестом. Они изображают такие благоприятные предметы как луна, солнце, ваза или цветок. Также для украшения используются маленькие фонарики и ветки можжевельника, прикрепляемые к дверям. Из домов выбрасывают прошлогодний мусор и сажу – считается плохим знаком войти в новый год со старым хламом и грязью.

На Лосар семьи обычно собираются вместе, и в доме царит атмосфера радости и веселья. Гостеприимность и доброта являются неотъемлемой частью тибетской культуры, однако на Лосар эти качества становятся наиболее ощутимыми.

Традиция требует в дни новогодних празднований быть особенно щедрым, добрым и гостеприимным. Считается, что приподнятое, радостное настроение на Лосар гарантирует, что весь наступающий год будет благоприятным и счастливым.

Но, прежде чем отмечать [с размахом], выполняют очистительную практику Ваджрасаттвы на новолуние. А так же - Гутор - отбрасывания негативностей практику очищения шести лок(сфер существования).
Древние тибетцы, к примеру, отмечали так же Сонам-Лосар – земледельческий новый год, совпадавший с зимним равноденствием. Чтобы задобрить божества полей, люди приносили им жертвы, в том числе и кровавые; также практиковались ритуалы, которые должны были умилостивить духов предков и обеспечить в наступающем году много благодатного солнца.

Лосар (1 – 3 дни 1-го лунного месяца)
Ароматы традиционной выпечки «Кабсе» и кисло-сладкий вкус тибетского пива, «Чанга», носятся в воздухе. Лосар начинается с подбрасывания ввысь горсточки подношений со словами «Лосар Таши Делек!» - пожеланием процветания, крепкого здоровья и благополучия всем членам семьи и соседям.

На новогодний праздник даже молодые тибетцы облачаются в «чубы» (тибетские национальные костюмы) и направляются прямиком в храм или монастырь. Это первое место, которое они посещают в новом году. После этого они возвращаются домой и посвящают остаток дня праздничной трапезе, к которой они столь тщательно готовились. Первый день Нового года тибетцы проводят с семьей и ближайшими соседями.

Со второго дня, наступившего нового года, начинаются посещения родственников и друзей. Люди навещают друг друга, едят, пьют, поют и танцуют. В новогодние дни тибетцы не упускают случая поиграть в традиционные игры – «Шо» (кости) и «Пакчен». В последние время к этим древним играм добавились карты. Юные тибетцы на Лосар обычно получают деньги на подарки.

На третий день новогодних праздников тибетцы вывешивают на крыше своих домов новые молитвенные флажки, заменяя ими старые, и возжигают благовония (санг). Горсточка ячменной муки подбрасывается в воздух с криками «Ки-ки Со-со Лха Гьяло!!!» (Пусть придет счастье, и победят боги!)

Новогодние молебны (с 4 по 15 дни 1-го лунного месяца)

С 4 по 11 день первого лунного месяца в монастырях проводится большой буддийский молебен «Монлам». Самый масштабный Монлам когда-то проходил в Джоканге, главном храме столицы Тибета, Лхасе, куда съезжались монахи со всех окрестных монастырей.

Кульминацией Монлама является полнолуние первого месяца - 15-тый лунный день. В этот день тантрические монастыри выставляют на обозрение масляные скульптуры. Возможно, в силу того, что Монлам поднимал дух тибетского народа, он был запрещен китайскими коммунистами в годы Культурной революции, и хотя позже был разрешен, затем вновь был запрещен в 1990.

Основные события, которые были частью Монлама в Лхасе, теперь проводятся в северном городке Дхарамсала, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы и штаб-квартира Тибетского правительства в изгнании.

Влияние религии на культуру Тибета всегда рассматривалось как угроза китайской администрации. Впоследствии, религиозные праздники были взяты под правительственный контроль, но не отменены; сейчас они проводятся, скорее, в целях создания благоприятного имиджа для правительства. Некоторые события, такие как Лосар, служат демонстрацией самобытности тибетского народа. Это явное указание на то, что тибетцы тайком перебираются в Индию, чтобы как следует отметить религиозные праздники с изгнанным сообществом. Однако, возможность увидеть фестиваль в самом Тибете упустить никак нельзя, потому, что народ, который старается сделать все, чтобы его культура не погибла, достоин уважения.


Комментарии
Гость [ Оставлено 2009-02-25 11:02:28 ]
Таши Делек! :)
Гость [ Оставлено 2009-02-25 11:13:55 ]
А то! Праздник который всегда с тобой ! :-)
Гость [ Оставлено 2009-02-25 11:15:24 ]
Захватывает! Я право и не знала, что такое есть ! А есть ещё что нибудь в этом роде :)
Гость [ Оставлено 2009-02-25 11:26:14 ]
Противно! Вам что не хватает НАШИХ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ! Существуют истинно русские традиции празднований Нового Года, того что от Бога! Это же язычество, ЭТО НЕ НАШЕ! Побойтесь Бога!
Гость [ Оставлено 2009-02-25 12:36:31 ]
Молодец! На фоне серости и косности бытия, это свежо и бодро!Жми мужик ! :-)
Гость [ Оставлено 2009-02-25 13:39:18 ]
А что плохого в язычестве? Да и ваще что значит: наше,русское? Разве вам не известно, уважаемый славянофил, что у религии нет национальности? Подобная категоричность уничтожила духовность в России. Тибетский новый год особенный. В этот праздник радуются не от алкогольного опьянения и чревоугодия, а от того, что грядет обновление: природы, мыслей,чувств. 
С новым годом всех. Теперь он уже точно наступил! Счастья, благоденствия и добра!!!
Тингедзин [ Оставлено 2009-02-25 17:17:10 ]
О! Неожиданный резонанс ! 
Рад что народ читает и оставляет свои мнения ! Всем Спасибо !
Гость [ Оставлено 2009-02-26 10:32:44 ]
+1

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Powered by AkoComment 2.0!

Последнее обновление ( Чт, 18 ноя 2010 )
След. материал >
 
 
Доска объявлений
 
Новые публикации
 
Виртуальная Лавка

Все товары



Расширенный поиск
 
Реклама
Готовы предоставить наши рекламные возможности
Репродукции картин Н.К.Рериха и К.А.Васильева в нашем магазине
 
Партнеры сайта
 
Массажное оборудование COMFORT. Бесплатные сеансы массажа.
Клуб БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ: оздоровительная гимнастика и восточные единоборства
БОНГИ.РУ - Бонги, курительные трубки, кальяны и аксессуары для курения
Психология жизни. Ежедневный сетевой журнал об успехе. Методики самосовершенствования.
все тренинги и семинары Челябинска по личностному росту
 
Главные разделы
Лавка Волшебника
Музыкальная Лавка
Пути к Гармонии
Галерея Творчества
Гостевая книга
Контакты Лавки
 
Рубрики сайта
Аркаим
Ароматерапия
Астрология и Время
Астрошкола Глобы
Биопсихокоррекция
«Белый Журавль»
Родноверие Славян
Четвертый путь
Авторы рубрик
 
 
On-Line Консультант
Психоэкология
личности и отношений.
Многопрофильные
методы диагностики
и помощи
в необычных ситуациях.
Комплексная
ауродиагностика
с исследованием
энергии чакр.


ICQ: 484-084-490
 

НАШИ КНОПКИ:

Портал 'Лавка Волшебника' / Магазин / Форум / Объявления
Музыкальные инструменты на портале 'Лавка Волшебника'

поместите на свой сайт если Вам у нас понравилось