Страница 1 из 5
Календарные системы
Введение
«Рэ то зерванни ратно решти»
(из древней молитвы богу, в образе времени)
Календарем принято называть определенную систему счета, распределения бесконечного времени «zervan akarani» (пехлеви) на отдельные, по возможности равные или пропорциональные периоды, связанные с цикличностью обращения космических тел и земли относительно друг друга (периоды, годы, месяцы, недели, дни, минуты, секунды и т.д.). Само же слово календарь произошло от латинских слов «caleo» – провозглашать и «calendarium» – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
В том, что время циклично, мы убеждаемся, наблюдая видимое движение Солнца, Луны, планет и звезд, относительно земли, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически, как на небосводе, так и в природе, жизни человека.
Периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько. Это прежде всего обращение земли вокруг Солнца (возврат Солнца в видимом движении в определенную статичную точку небесной сферы относительно звезд, сидерический год – 365,2564 дня и относительно точки весеннего равноденствия – 365,2422 дня), смена дня и ночи, которая стала основой единицы времени – сутки (день), смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца ( от греческого «синодос» – сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета – тропический год ( от греческого «тропос» – поворот : тропический год – промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается ).
С периодичностью движения связано и само понятие времени: веретено происходит от слова веремя-время, то есть показывает, как движется время.
Наличие разных календарных систем, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, равными продолжительности синодического месяца и давая им соответствующие названия, и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари.
Другие одновременно измеряли время единицами, равными продолжительности синодического месяца и давая им соответствующие названия, но учитывали и обращение Земли вокруг Солнца. При этом они добивались синхронизации отсчета двух циклов математическим путем. года и обращением Земли вокруг Солнца такими же месяцами (лунный календарь, вписанный в солнечный цикл).
Третьи за основу счета принимали смену времен года и обращение Земли вокруг Солнца (год, часть года – например 12 месяцев) и давали им соответствующие названия, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание или использовали лунное обращение в дополнении, для решения хозяйственных вопросов и более короткого деления времени (солнечный календарь).
Во все времена люди придавали огромное значение времени и его измерению. И в древности и сейчас, время было и остается системой отсчета и планирования действий, оценки результативности, в общем – универсальным мерилом.
В XXI веке, с ускорением жизненного ритма, значимость времени стала всеобъемлющей. Сегодня почти каждый человек имеет наручные или карманные часы, настенные часы в своем помещении, карманный и настольный календари, блокнот с делением страниц по дням и т.д.
Поговорка: «Делу время – потехе час» сменилась на «Время – деньги». И если мы говорим, что наша жизнь во многом зависит от экономики, то следует заметить, что время является внутренним ресурсом всех экономических ресурсов и вообще вся экономика ориентирована на календарь.
Кроме того, следует заметить, что человек, как существо биологическое все еще зависит от природных ритмов, из которых непосредственно вытекает понятие времени и с которыми время непосредственно связано, а все что человек производит, имеет свой ритм использования, связанный, и с природными ритмами, и с системой расчета времени.
Не зря последователи древней устной традиции Зерванизма, которые считают себя истинными хранителями индоарийской традиции, главным божеством считают не Ахура-Мазду (классический Зороастризм), и не Митру (Митраизм), и не Зороастра, а Зерван – трансцендентальное божество, которое проявлено в нашем мире через время, и управляет миром через время.
Очень жаль, что современные историки мало уделяют внимания изучению календарных систем.
А ведь по календарю наши предки не только отмечали череду дней, возраст соплеменников, следили за праздниками и ходом сельскохозяйственных работ, но и при составлении вкладывали в него, а затем черпали самую разнообразную информацию: по истории, географии, природоведению, астрономии и астрологии, агрономии, а самое главное – определяли время для наилучшего ведения различных бытовых и социально-значимых дел.
Появление календаря у народа указывает, что народ уже достиг определенного уровня развития культуры, так как для его создания необходимы значительные исследовательские и практические познания в области астрономии, астрологии, математики и других наук.
Поэтому, целью работы является изучение эволюции научного, хозяйственного, религиозного и культурного развития этносов на территории Евразии с помощью анализа развития их календарных систем.
Задачами работы являются смысловой, структурный и сравнительный анализ календарей, изучение связи развития календаря и народов, которые его использовали.
|