Страница 3 из 5
Историографический обзор
В отечественной историографии наиболее известными авторами работ о времени и календарных системах являются: Селешников С.И., Цыбульский В.В., Пронштейн А.П., Идельсон Н.И., Буткевич А.В., Глоба П.П., Зеликсон М.С., Климишин И.А., Володомонов Н.В., Каменцева Е.И., Лалош М.Н. и др.
С точки зрения библиографической ценности значимыми трудами являются работы Пронштейна А.П. и Селешникова С.И., которые основаны на большом количестве дореволюционных и зарубежных источников. Новые подходы к изучению календарных систем и интересная аналитическая информация содержится в работах Пастухова А.Л.
Из зарубежных работ следует отметить особую значимость работы Бара Гандгадхара Тилака (1856-1920) – «Арктическая родина в ведах» 1903г., в которой на основании связи описания в древних индийских религиозных текстах и природных явлений Севера Евразии он доказал, что прародина индоариев находилась когда-то вблизи Северного полюса на территории севера современной России.
Также работа Дж.Вуда «Солнце, Луна и древние камни» с анализом Стоунхенджа и рукописи К.К. Быструшкина дают представление о высоком уровне астрономических, астрологических знаний предков и их умение воплощать эти знания в архитектурных формах.
Почти все работы современных отечественных историков связывали календарь в первую очередь с астрономическим явлениями которые лежат в основе календарной системы. Они основаны на документальных источниках и описывают строение календаря и принципы его расчета, названия месяцев, связь этих названий с мифологией, тотемными животными или хозяйственной деятельностью разных народов.
В основном эти работы ориентированы на идентификацию и описание календарных систем без глубокого анализа календарей и оценки значимости их в жизни разных народов. Значительная часть работ совмещает в себе астрономические сведения и описание календарных систем или является научными трудами по дополнительной исторической дисциплине – «Хронология».
Большая часть работ, особенно современных авторов, являются компиляцией документов, более ранних работ по этой теме и авторских разработок, что можно проследить по библиографическим источникам с датами издания работ этих авторов. Возможно они точны с точки зрения исторической достоверности информации, но не имеют глубокого анализа происхождения и содержания календарных систем.
Например, многие историки, такие, как Буткевич А.В. и Зеликсон Н.С., связывают наличие лунного, лунно-солнечного или солнечного (планетарно-солнечного) календаря с видом хозяйственной деятельности (скотоводство или земледелие). Неточность этого мнения будет обоснована в настоящей работе.
Кроме того, большинство отечественных историков делят календари на солнечный, лунный, лунно-солнечный, не давая параметров деления календарей по этим типам и обоснования самой типизации. Также многие историки, вслед за Степановым Н.В. и Климишиным И.А., ошибочно считают, что у славян на рубеже нашей эры был лунный или лунно-солнечный календарь, на основании цитаты из летописи Новгородского Антониева монастыря 1136г. («...Вестно да есть, яко в едином лете книжных месяцев 12, а тако еждо лето оставлаеть 11 дней и в тех днех на четвертое лето приходит луна 13-ая»...)
Они не обратили внимания на то, что учет и двух циклов обращения: солнечного и лунного (планетарного) у разных народов и даже использование их в планировании жизнедеятельности не является равнозначным. В основе структуры любого календаря всегда закладывается один основной цикл и при делении его на отрезки времени они наделяются собственными именами, а кроме того и небесными покровителями или тотемами. Более того, у некоторых народов использовалось одновременно 2 и более календаря, каждый из которых применялся в планировании определенных типов деятельности. При желании синхронизации календаря с цикличностью другого небесного тела некоторыми народами использовалась непропорциональных или непостоянных по количеству отрезков календарного деления времени. Во многом это обуславливалось необходимостью синхронизации социальной и бытовой жизнедеятельности или международной интеграцией.
Автором настоящей работы применена собственная типизация календарных систем. В ее основе лежит идентификация по принадлежности к определенному типу календаря (лунный или солнечный) на основании наличия личных наименований отрезков времени внутри календарной системы, связанных либо с цикличностью лунного или солнечного обращения. Как дополнительная информация для идентификации типа календаря используется анализ его циклического начала и система делений.
|