Страница 1 из 2
Календарные системы
Заключение
Календарные системы имеют огромное значение в жизни народов и отражают многие явления культурной жизни происходящие в обществе.
Они действительно являются значимым источником для изучения истории народов мира и отражают этапы социального, культурного эволюционного развития общества.
Распространенной календарной системой в древности была лунная, поскольку дает возможность непосредственно наблюдать за луной и выполнять текущие хозяйственные работы на основе подробного календаря. Эта система имела распространение у первобытного человека, у населения занятого хозяйством. Названия месяцев такого календаря отмечают характерные природные явления (изменение погоды у славян, изменения ветра и температуры у жителей аравийского полуострова).
Таким образом, лунный календарь имел распространение и у степных народов и у лесных (Сибирские народы), и в центральной Евразии и на юге материка, и у кочевников (арабы). Отсюда следует, что на использование лунного календаря не влияет территориальность и время существования государств и народов.
Однако, естественно, что с развитием наук лунная система стала сочетаться с солнечной. Этому способствовали и взаимоотношения между более культурно развитыми государствами (Египет, Персия), имеющими солнечный календарь и народами, использующими лунную систему. Поэтому, к началу нашей эры у большинства народов, развивающихся эволюционно, лунный календарь сменился лунно-солнечным (Вавилон, Греция, Рим).
Использование и развитие лунного календаря непосредственно связано с уровнем культуры и науки!
И если в древности многие народы пользовались простым лунным 10-месячным календарем, который удобен для наблюдения и деления отрезков времени, то с переходом народа от охотничьего хозяйства или кочевого образа жизни к оседлому и занятиям растениеводством и земледелием, в связи с необходимостью сохранения графика сельскохозяйственных работ, ориентированного на смену времен года (солнечный цикл) эти народы стали совмещать свой календарь с годовым солнечным обращением (Вавилон, Рим) или использовать 2 календарные системы (в Китае лунный – 24 месячный у крестьян и 60 летний – государственного значения).
Отсюда следует, что: лунный календарь более полезный для планирования текущей хозяйственной деятельности был недостаточен и народам его использующим приходилось «вписывать» его в годичный цикл Солнца. Модернизация лунного календаря указывает периоды перехода народов с одного вида хозяйственной деятельности или образа жизни на другой, а также развитие социальных отношений и науки.
Древность солнечного календаря сравнима с древностью лунного, а на основании вышеизложенного можно проследить и убедиться, что во-первых солнечный календарь зародился на Севере Евразии и использовался индоариями и их потомками. Это говорит об изначально высокой культуре индоарийской цивилизации, предков многих евразийских народов.
Во-вторых, можно определить даже по нынешней жизни, что для нормального существования не требуется точность расчета времени по Персидскому календарю до 17 секунд и деление времени по Индийскому календарю до кубического корня из 60!
А значит солнечный календарь имел прежде всего ритуальное, религиозное значение!
И только через много веков после своего создания народы Евразии (славяне) стали использовать наряду с солнечным календарем лунные ритмы для удобства ведения крестьянского хозяйства.
Характер годового календаря, его связь с главным божеством и Солнцем указывает нам, что на момент распространения и закрепления календаря в жизни евразийцев, индоарийские племена уже были не первобытными племенами, а умели вести сельское хозяйство и занимались животноводством. На это же нам указывают и археологические находки системы древних поселений на юге Челябинской области (Аркаим), с датировкой построек на рубеже III-II тысячелетия до нашей эры. По мнению многих исследователей Аркаим – поселение, где жили и вели свое хозяйство не только животноводы, кузнецы, пахари, но и который использовался как обсерватория для наблюдения за светилами. Кстати в этот же исторический период на другом конце материка в современной Великобритании возник Стоунхендж, который также использовался как обсерватория. Именно поэтому у индоариев использовался солнечный календарь.
И если мы на анализе развития лунной календарной системы приходим к выводу, что ее модернизация до солнечной является эволюционным развитием, а точность отражает уровень развития науки, то следует признать, что индоарии и их потомки (славяне, парсы, индусы и т.д.) достигли высокого уровня социального и культурного развития задолго до появления начала современной цивилизации, основанной на греко-римской традиции и культуре.
Более того, на основании изменения славянского календаря и введения в него использования лунных ритмов мы можем предположить факт снижения на рубеже нашей эры и в первые ее столетия былого культурного уровня потомков «хранителей использования солнечной календарной системы» до общемирового (греко-римского) в соответствие с избранной верой и началом создания новой, искусственной среды человеческого общества на основе современного календаря.
|