Страница 2 из 2
Лунно-солнечный календарь
Лунно-солнечным календарем можно называть календарную систему, в которой лунный календарь искусственно «вписан» в годичный солнечный ритм и синхронизирован с ним. Чаще всего это характеризуется вставкой дополнительного месяца в лунный календарь и привязкой начала года к смене времен года или солнцестоянию, солнцевороту.
Многие народы, при переходе на земледелие, ранее использовавшие лунный календарь, стали совмещать его с солнечным циклом. Например, в Древнем Вавилоне начиная от правления Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.) и до IV века до н.э. делали вставку 13 -го месяца II Улулу между 6 и 7 лунным месяцем три раза за 8 лет, а затем 7 раз за 19 лет (19х28-повторение фаз обращения Луны и Солнца). [4 стр. 165]
У евреев годы делились на простые (353-355 дней) и високосные (382-385 дней), а кроме того на краткие (третий месяц без одного дня), правильные -12 лунных месяцев и долгие (ко второму месяцу добавлялся 1 день). Високосными годами считались по 19 летнему циклу – 3,6,8,11,14,17,19 годы. В них между 6 и 7 месяцем вставлялся 13-й месяц Веадар (29 дней). А год начинался с новолуния вблизи осеннего равноденствия, после сбора урожая. [6 том 11 «календарь»]
Арабы каждые 30 лет добавляли по 11 суток (в 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 24, 29 годы) и имели в невисокосном году 355 дней:
Название месяца в Вавилоне и перевод |
Количество дней |
Название месяца у арабов |
Количество дней |
Нисану (двигаться) |
30 |
Муххарим |
30 |
Айру (яркий) |
29 |
Сафар |
29 |
Сивану |
30 |
Раби аль-авваль |
30 |
Дуузу |
29 |
Раби ас-сани |
29 |
Абу (враждебный от жары) |
30 |
Джумада аль уля |
30 |
Улулу |
29 |
Джумада аль ахаря |
29 |
Ташриту (начало) |
30 |
Раджаб |
30 |
Арахсамиа |
29 |
Шаабан |
29 |
Кислеву |
30 |
Рамадан |
30 |
Тебету |
29 |
Шавваль |
29 |
Шабату (разрушение от дождей) |
30 |
Зу-ль-каадс |
30 |
Аддару |
29 |
Зу-ль-хиджжа |
29 или 30 |
[5, стр. 73; 12 стр. 20]
Чередование продолжительности длины месяцев связано с обращением луны вокруг земли за 29,5 суток (лунная хиджра).
Кстати, обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же – от первой четверти до полнолуния и т. д. Кроме того, в древнем Вавилоне выходными днями считались дни новолуния, первой четверти луны, полнолуния и третьей четверти луны (7,25 суток).
Также, позднее, вавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова «планэтэс», которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн (современные названия планет по именам римских богов). Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, вавилонские астрологи связали планеты с днями недели.
Они также составили представление, будто каждый день недели и час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов (по семиконечной звезде) был ими начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым – Юпитер, третьим Марс, четвертым – Солнце, пятым – Венера, шестым – Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами «управлял» Сатурн, 9-м, 16-м, 23-м – Юпитер и т.д. В итоге получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня Луна, четветого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.
Эта связь дней недели с планетами перекочевала к грекам и римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. В Японской традиции Воскресенье и понедельник связаны с Солнцем и Луной, а остальные дни недели с пятью стихиями японского календаря, при этом по характеристикам стихий только среда, четверг и пятница частично совпадают с характерными описаниями воздействия планет дня, а вторник и суббота совпадают полностью.
На латинском, русском, английском и японском языках они выглядят так:
Русское |
Латинское |
Английское |
Японское |
Понедельник |
Dies Lunae - день Луны |
Monday |
Гециоби |
Вторник |
Dies Martis - день Марса |
Tuesday |
Хаоби - день огня |
Среда |
Dies Mercurii - день Меркурия |
Wednesday |
Суоби - день воды |
Четверг |
Dies Jovis - день Юпитера |
Thursday |
Монуоби - день дерева |
Пятница |
Dies Veneris - день Венеры |
Friday |
Киноби - день металла |
Суббота |
Dies Saturni - день Сатурна |
Saturday |
Дооби - день земли |
Воскресенье |
Dies Solis - день Солнца |
Sunday |
Нициоби - день Солнца |
[4 стр. 167]
Кстати у славян, перенявших календарную сисему вместе с православием из Византии, как и у греков, арабов, грузин и армян, был главным днем – Воскресенье (неделя) – день Солнечного бога. Затем следующий после Недели день назывался – понедельник. Второй после недели день – вторник. Середина недели – Середа (среда), четвертый поле Недели день – четверг, пятый – пятница.
Таким образом, Лунный календарь имел распространение и у степных народов и у лесных (Сибирские народы), и в центральной Евразии и на юге материка, и у кочевников (арабы). Отсюда следует, что на использование лунного календаря не влияет территориальность и время существования государств и народов.
Использование и развитие лунного календаря связано с уровнем культуры и науки! И если в древности многие народы пользовались простым лунным 10-месячным календарем, который удобен для наблюдения и деления отрезков времени, то с переходом народа от охотничьего хозяйства или кочевого образа жизни к оседлому и занятиям растениеводством и земледелием, в связи с необходимостью сохранения графика сельскохозяйственных работ, ориентированного на смену времен года (солнечный цикл) эти народы стали совмещать свой календарь с годовым солнечным обращением (Вавилон, Рим) или использовать 2 календарные системы (в Китае лунный – 24 месячный у крестьян и 60 летний – государственного значения).
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. |
|