Страница 1 из 5
Календарные системы
Создание современного календаря
Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь «хуже было некуда». А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды...Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями и лунные фазы. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием – теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3-4 февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме «с него начинается весна». Вот несколько примеров проведенной древними римлянами «привязки» полевых работ к изменению вида звездного неба: «Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы..., рубят иву, огораживают луга..., следует сажать маслины».
«Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить... От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках».
«Всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе». Поэтому тот, кто решил стричься когда «Луна прибывает», рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль... [1 стр. 348]
Как уже отмечалось ранее у древних римлян был лунный календарь. Только в период правления Нумы Помпилия (715-632гг. до н.э.) была проведена реформа календаря. Помпилий добавил еще 2 месяца к существующему календарю и довел продолжительность года до 354 дней (год лунной хиджры у арабов). Год начинался с первого числа марта.
Первый месяц он назвал в честь Марса (бог войны и земледелия, основные занятия римлян, призванного защищать мирный труд.) – Martus (Мартус).
Вторым месяцем стал Aprilis (Априлис) от латинского aperire – раскрывать, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus – «согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере.
Третьим месяцем стал Mayus (Майус) в честь богини земли Майи (покровительница гор и плодородия).
Четвертым месяцем стал Yunius (Юниус) – в честь богини плодородия Юноны, покровительницы женщин, супруге Юпитера.
Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис – пятый, Секстилитис – шестой, Септембер – седьмой, Октобер – восьмой, Новембер – девятый, Децембер – десятый.
Одиннадцатый месяц был назван в честь двуликого Януса, о чем уже упоминалось. Название Януариса – предпоследнего месяца древне-римского календаря – происходит, как полагают, от слова janua – «вход», «дверь».
По одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей – по числу месяцев в году.
И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare – «очищать», но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi) «для примирения богов с народом». Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее между 23 и 24 февраля. [5 стр. 39, 47]
Продолжительность года в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы – сев, сбор урожая и т. д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке :
355 дней, 377 (355 + 22) дней, 355 дней, 378 (355 + 23) дней.
Вставные дни (dies intercalares) получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли его просто вставочным месяцем – интеркалярием (inter-calaris). Полагают, что само слово «мерцедоний» происходит от «merces edis» – «плата за труд»: вероятно, это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.
Как видно, в результате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря была равной 366,25 суток – на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.
Этот календарь был далек от совершенства. Поэтому в 238 году до н.э. Евергет, царь династии Птолемеев, ввел 6 день каждые 4 года в честь себя.
Тем более, что соседи – египтяне в это время уже имели намного более совершенный солнечный календарь.
Названия месяцев в Египте |
Тот |
Хойяк |
Фармути |
Лайни |
Фаофи |
Тиби |
Фаменот |
Эпифи |
Атир |
Мехир |
Пахон |
Месори |
[5 стр. 54]
Да и греки к этому времени уже использовали 12-ричную систему знаков зодиака, наряду с лунно-солнечным календарем.
Греческое название месяцев и знаков Зодиака
(некоторые названия заимствованы в Египте) |
Овен - Гекатомбеон |
Весы - Гамелтон |
Телец - Метагейтион |
Скорпион - Алдестерион |
Близнецы - Боедромион |
Стрелец - Элафоболион |
Рак - Пианепсион |
Козерог - Мюнихион |
Лев - Мемактерион |
Водолей - Таргелион |
Дева - Посейдон |
Рыбы - Спирофорион |
При этом месяцы греки делили на 3 декады по 10 дней, а в коротком месяце – 29 дней, из второй декады убирался 1 день.
В високосные годы было 384 дня – 3, 5, 8, 11, 13, 16, 19 годы (19 летнего цикла) – вставлялся после Посейдона второй Посейдон (славяне на заре новой эры переняли у греков). В 1, 6, 10, 15 годы было 355 дней, в остальные годы – 354 дня.
С 3 года 112 олимпиады Калипп ввел новый 76 летний цикл (19*4) в котором каждый 4 год уменьшался на 1 день.
Египетский солнечный календарь и греческий зодиак проникли в Рим и там соединились с астрономическими и астрологическими наблюдениями древних этрусков.
|