Ассортимент нашего Магазина пополнился ХНОЙ ДЛЯ РУК . Менди или роспись частей тела хной – это не только украшение, но и символ, и ритуальный обряд, и талисман. Простота и удивительная красота! |
Источник: реф.статья Потапов В.В. | ||||||||||||||
Сб, 08 дек 2007 | ||||||||||||||
Страница 4 из 12
4. ЧЕРНОБОГ и/или ВЕЛЕСЧернобог – навий, «злой» бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем[xv] (1696) – Czernebog, причем первым в этом пантеоне – противник Черного бога – Свентовит. Аль-Масуди[xvi] дает описание святилища некоего Черного бога (10 века) на черной горе: «... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой – пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)». Петр Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда». Гельмолд описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова – не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого – несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом». По мифу, приведённому Срезневским, Сатана (читай Чернобог) поганит душу человека, созданного Богом, собственно и по христианским догматам это так. По другому мифу, приведённому Афанасьевым Сатана (Чернобог) создал человека из пота Бога. Похожий миф есть в Лаврентьевской летописи. Чернобог – сотворец Мира. В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает «чёрт», «дьявол» – это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не заметить идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом. Велес, Волос, Власе, Власий – «скотий бог», вероятно, бог богатства (через скот, основное богатство кочевых племен) и бог дикой природы, «скотий», т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес уподоблен Пану, само воплощение Природы: Mater Verborum[xvii] – «Veles: Велесъ – Pan, ymago hircina». Соотнесение Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах. Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): «Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир» В лето 6479 (971).»...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога». Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. «Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести» («Густинская летопись» [xviii]), «бог скотов» («О идолах Владимировых»). Он же бог наук и мудрости. В «Слове о Полку Игореве» находим «Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...». Встречается его имя и в «Веде славян» в изд. Верковича [xix] (см. например IV, 5. 5-13).
Боже ле Власе ле
Он же бог лесов, бог искусств (Mater Verborum, «Слово о Полку Игореве» – «Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...», см. также «Веда славян» в изд. Верковича[xx], IV, 5. 5-13), упомянут также в средневековых поучениях против язычества 14-17 веков, например, в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам»: Язычники «это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди.» Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных «демонов», приносили в жертву ему черных кур и голубей[xxi]. В «Слове св. Григория» сказано о поклонении славян «скотноу богоу и попутникоу и лесну богу». Т.е. Велесу – богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов. В «Житие Владимира» говорится: «А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи» В житие Авраамия Ростовского сказано: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.» Одно из его имен Мокос – муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) – таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком – бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д. Велес – посмертный судья, водчий и пастырь мертвых, бог волшебства, магии и сокровенного, хозяин Перекрестков Мироздания, бог Нави. Ближайшие аналоги в других ветвях Традиции – Гермес, Меркурий, Вотан, Один… При православии образ Велеса слился с образом св. Николая, коего на Руси почитали превыше всего. Возможно, он и есть Чернобог славян, хотя имеет воплощение и в Прави. Велес отождествлен Б.А.Рыбаковым с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира, поддерживающим основание мира. У словен приильменских, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря – Николу Водяного. Волх, Волхов, Волховец – также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в «Слове о Полку Игореве», былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок – Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни – жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина «Хождение за три моря»: «Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток»[xxii]. Волосожары – Млечный Путь – «Велес чесався и волосья разбросал». По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь – ее молоко. Велес – сын Коровы Вселенной. Лось – Созвездие Большой Медведицы – чертоги Велесовы. Итак:
День Велеса – среда, камень – опал или обсидиан, металл – свинец или ртуть, дерево – ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, хорошо ставить кумир или класть требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны – отсюда и «заблудиться в трех соснах») и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности – то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них. Черный ворон или филин, кот, полоз или уж – все это предвестники взгляда Велеса во время обряда. На капищах Велеса зачастую висели грамоты с письменами, а также скотьи черепа или рога. Вероятно и сам кумир Велесу увенчивали рогами – еще и отсюда его отождествление с Сатаной. Велесу жертвовали медью, ибо он – бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом – теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Глаза кумира оттеняются, делаются темными и глубокими. Под кривой палкой, что в руке Черного бога на черной горе мы разумеем кочергу – ею, этим фалическим символом, перемешиваются кости-угли мертвой материи в материнском лоне- печи, для нового рождения. Кстати, жезл Гермеса весьма напоминает такую кочергу. Кумиры Велесу ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам, так, в Киеве кумир Велеса стоял отдельно от всего пантеона Владимир на торговой площади. Его, Велесовы, дни празднуют особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря (в ипостаси Мороза), 2 и 6 января, в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили «скотьего бога» сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Ярилы, Николы Вешнего – 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивают клок на убраном поле «на бородку». Велес – покровитель зодиакальных Козерогов. |
||||||||||||||
Последнее обновление ( Пн, 15 ноя 2010 ) |
< Пред. материал | След. материал > |
---|
Доска объявлений |
---|
|
Новые публикации |
---|
Виртуальная Лавка | ||||
---|---|---|---|---|
|
Реклама | ||
---|---|---|
|
Партнеры сайта |
---|
|
Главные разделы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Рубрики сайта | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Авторизация |
---|
On-Line Консультант |
---|
Психоэкология личности и отношений. Многопрофильные методы диагностики и помощи в необычных ситуациях. Комплексная ауродиагностика с исследованием энергии чакр. ICQ: 484-084-490 |