В нашем Магазине существенное пополнение ассортимента СЛАВЯНСКИХ УКРАШЕНИЙ! Среди них можно выбрать реплики исторических изделий из раскопов древних Киева и Новгорода. |
Источник: реф.статья Потапов В.В. | ||||||||||||||
Сб, 08 дек 2007 | ||||||||||||||
Страница 5 из 12
5. ТРИГЛАВИз «Жизнеописания Оттона Бамбергского» мы узнаем о существовании у славян в городе Штетине «трехглавого изображения божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Триглавом». Триглав – высшее божество, согласно средневековому историку Эббону — «summus paganorum deus», с золотой повязкой на устах и глазах. И у историка Герборда[xxiii] он властвует над тремя мирами – небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством огромного черного коня. Штетин, посещенный самим Гербордом по его свидетельству ок. 1120-го года, расположенный на трех холмах сам по себе был местом служения этому богу о трех головах. Храм Триглаву находился на высочайшем из трех месте. Как мы знаем Белобогу-Свентовиту, также высшему божеству, богу богов – в свою очередь посвящен белый конь, но обряд гадания сходен. На Збручском кумире есть трехликое божество в нижнем ярусе, и это наводит нас на мысль, что германские авторы Триглавом называли Чернобога. В пользу этого говорит поклонение славян Штетина по словам того же Герборда ореху, а это навье дерево, связанное с нижним миром Ящера. В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши, это тоже свидетельство хтоничности персонажа. Впрочем, у западных славян многие божества многоголовы и многолики, однако, лишь одно именуется с точки зрения «голов». Нет среди имен ни Семиглава, ни Пятиглава, ни Четырехглава... А уж чего, казалось бы, проще — обозвать Световита – Четырехликий. Вывод напрашивается сам. Германцы решили, что Триглав – это божество, но мы полагаем, что Триглав – это не отдельный, даже высший бог, а сам принцип единства и противоположности Трех его составляющих. «Mater Verborum» так характеризует это имя: «Trihlav — Triceps, qui habet capita tria capree». По средневековым польским источникам Триглав – это трехголовый великан, из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом, якобы появляются Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом, но нам последнее кажется новоязом, хотя не противоречит логике. В трактате 17-го века автором – Abraham Frentzel [xxiv] – одна из глав посвящена некой Тригле, надо думать, это просто так переиначен образ Триглава. «De Trigla, Dea Poli, Soli Salique». Строку о Тригле возможно стоит перевести не «Богиня полей и земли», а «Богиня неба, земли и благополучия». Полей – от ошибочной интерпретации Poli из славянского. Рolus – небесный свод + solum – земля, почва + salus – благополучие, безопасность + -que – и. Из-за похожего недопонимания имя Триглава стало сближаться еще и с именем древнего императора Рима Трояна. Троян упомянут в одном из списков апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», в ряду «те, которые почитали Утрия[xxv], Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов»; в полууставной рукописи Толстовского собрания среди «Перуна и Хорса, Дыя и Трояна», а также в «Слове и откровении святых апостолов», где он сравнивается с ромейским императором Трояном. В «Слове о Полку Игореве» упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова, не исключено, что был такой князь, предшествовавший даже Кию, Щеку и Хориву – братьев как раз трое. И если третьего сына в семье именуют Третьяком, то отец трех сыновей – это Троян, Трояк. Может быть, если такие братья в самом деле пришли на Днепр с Карпат, они назвались потомками знаменитого покорителя даков. Или века трояновы – когда правили три брата, а не какой-то там Троян? «О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!» «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя». «Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена». «На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу». Для нас очевидно, что сближать понятие Триглава и Трояна не следует, это разные вещи. Вобщем-то и никакого бога Триглава нет. Триглавом мы, язычники, называем представление древних индоевропейцев о троичном устройстве мира. |
||||||||||||||
Последнее обновление ( Пн, 15 ноя 2010 ) |
< Пред. материал | След. материал > |
---|
Доска объявлений |
---|
|
Новые публикации |
---|
Виртуальная Лавка | ||||
---|---|---|---|---|
|
Реклама | ||
---|---|---|
|
Партнеры сайта |
---|
|
Главные разделы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Рубрики сайта | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Авторизация |
---|
On-Line Консультант |
---|
Психоэкология личности и отношений. Многопрофильные методы диагностики и помощи в необычных ситуациях. Комплексная ауродиагностика с исследованием энергии чакр. ICQ: 484-084-490 |