Страница 3 из 8
Эстетика для глаз
Чаепитие само по себе церемониально,
но чайная церемония –
это высшее искусство
Чайная церемония «ГУН-ФУ-ЧА»
не просто чаепитие, это особый ритуал, в котором имеет особое значение всё, что
окружает человека, всё, что он совершает сам, и как он это делает:
поклоны, поза при сидении, выражение лица, манера речи. Определённый
порядок поведения, сдержанная красота всех ритуальных действий имеют
значение не только сами по себе, но, главным образом, тем смыслом,
который стоит за ними и наполняет ритуал особым содержанием, создавая
особое состояние души.
Китайская
церемония требует особой атмосферы и внутреннего настроя. Все, что
окружает вас во время чаепития, должно радовать глаз и гармонировать
между собой — от мельчайшей детали интерьера до музыки.
Когда-то чай пили лишь в
императорских дворцах и в домах аристократов, потом его полюбили и
бедняки. Немного позже специально для проведения чайных церемоний
стали строить чайные павильоны: необыкновенно красивые, легкие,
полные света и воздуха изысканные сооружения. Как правило, они
располагались на лоне живописной природы: пышная растительность,
масса ароматных цветов, журчание ручья и пение птиц были своеобразной
рамой для чудесной картины — чайного
павильона.
Внешнюю пышность и красоту подчеркивала простота
внутреннего убранства—в павильонах стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно
находились чайные принадлежности. По вечерам здесь зажигали красочные бумажные фонарики, приглашали музыкантов —
все должно было настроить на восторженное восприятие окружающего мира. Сюда приходили поразмышлять, пообщаться, отдохнуть за спокойной и
неторопливой беседой или просто утолить жажду.
Утончённая красота чайной церемонии, содержательность и сдержанная
выразительность ритуала, который предписывал как все формы поведения
участников, так и строгую последовательность, чёткий порядок их
осуществления, помогали глубокому проникновению в сознание участников
церемонии идей приобщения к определённой культурной модели поведения,
навыку общения, устанавливающего гармонию отношений. Наконец, это
помогало войти в состояние чистого невозмутимого спокойствия и
отдыха, наполненного эстетическим наслаждением красотой ритуала,
совершенством его исполнения. Сам ритуал при этом выступает как
средство привнесения порядка, приводящего людей к согласию, к
состоянию эмоционального единства, усиливающего переживание
приобщения к красоте мира. Созерцание прекрасного —
картин природы окружающего сада, цветов, красивой утвари —
настраивало, как считали ещё дзэнские монахи, на философские размышления о величии
мира и о быстротечности человеческой жизни, пробуждало творческие
силы человека, настраивало на одухотворённое, поэтическое восприятие
окружающего.
Это
если говорить о церемонии, как о ритуале. Но есть и сам ЧАЙ, который
стал за свою многовековую историю произведением искусства. Он
многообразен по форме, различен по способу обработки и имеет
широкий цветовой спектр. В настоящее время существует цветотерапия
(лечение цветом), в которой часто используется чай.
Цветовая классификация чая основана на цвете самого настоя, хотя и в сухом
виде чай имеет очень широкую цветовую гамму (См. Виды чая в приложениях).
Восемь основных цветов - семь цветов радуги, восьмой цвет - единый белый,
два исторических цвета - коричневый и чёрный и двадцать промежуточных
оттенков - такова цветовая гамма чая, которая насчитывает более 30 вариантов различных видов.
|