Страница 2 из 5
Анализ источников
С того времени, как человечество обрело письменность, появились календари, а затем и работы о календарных системах. Поэтому, основой работ о календарных системах являются первоисточники или подробное описание, изображение их (календари) и астрономические расчеты. В основном первоисточники – археологические и этнографические.
Глиняная плитка (памятник Вавилонского календаря 400 лет до н.э., которая находится в Британском музее) и этнографический анализ названий месяцев года и дней недели дают нам представление о Вавилонской календарной системе. К этой же календарной системе относится сохранившийся текст указа Хаммурапи, определяющий правила расчета месяцев в году.
Персидский текст «Зерванномаг» (магия времени и управление им), сохранившийся в виде переписи с первоисточника в Бомбее, сделанной на рубеже нашей эры и переведенной в средние века, современный перевод Зеннером древнего текста из Бомбейской библиотеки «Избранное из Дад-спарама» в котором есть описание дел, которые должен выполнять каждый верующий зороастриец в каждый день недели, текст предложения об изменении календаря, сделанный Омаром Хайямом и работы Квинта Курция Руфа (начало нашей эры), дают нам представление о персидской календарной системе.
Единственными работами, в которых не только описывается календарная система персов, но имеется серьезное изучение системы построения календаря и новые гипотезы, являются работы историка-архивиста, настоятеля двух зороастрийских общин, внука зороастрийского священника – организатора первой зороастрийской общины в России, – П.П. Глобы («Солнечный календарь ариев», «Путь света», «Космогенезис» и др.).
Календарные системы Египта, Греции и Рима представлены в работах Александрийского астронома и астролога Павла («Введение в астрологию» 378г.), в которой указана связь букв алфавита и месяцев календаря, в работах Плутарха «Избранное», Геродота и Диогена Лаэртия (V-III век до н.э.).
Также сохранились греческие календари – парапегмы с указанием календарных данных и прогноза погоды, которые устанавливались на центральных площадях городов, а в Помпеях найдены изображения семи богов дней недели.
Но наиболее полной работой, описывающей календарную систему юга Европы является сохранившийся текст «Тетрабиблоса» Птолемея, в котором изложены схемы построения календаря, схема связи дней недели с планетами и иная астрономическая и астрологическая информация. Кроме того, сохранился текст его работы «Канон», где изложена история жизни и даты царствования правителей. А ведь именно датировка событий с названиями дней и месяцев в различных литературных источниках древности, будь то указы правителей, статистика, сообщения, былины, летописи, религиозные тексты, позволяют нам получить информацию о календарных системах.
По средним векам мы можем опереться на такие первоисточники, как текст папской буллы от 24.02.1582 о реформе календаря на основе сохранившегося текста расчетов Луиджи Лилио, книгу Гальфриды Монмутского (XII век) «Пистория Бриттов; Жизнь Мерлина» о днях недели и богах с ними связанных, таблицы церковного историка VII века Беды Достопочтенного.
Важной работой по истории славянских календарей является «Язычество древних славян» А.А. Рыбакова, в которой приводится фотография и описание археологических находок – кувшинов с календарными надписями, и делается их анализ. Еще сохранился рукописный календарь 1670 года, стенной календарь, выполненный на 6 медных листах 1709г. с помощью Я.В. Брюса, календарь Российской Академии наук. Также большую ценность представляют собой тексты народных пословиц, поговорок, песен, частушек, связанных с природными и календарными явлениями жизни и быта.
Следует отметить современные проекты календарей: Огюста Конта и Густава Армелина (19 век).
|